Урок-обобщение знаний

Тема «Южные материки Земли»

Цели и задачи урока:

·                   повторение, обобщение и закрепление изученного материала;

·                   выявление общих географических закономерностей, присущих Южным материкам;

·                   расширение кругозора, любознательности, познавательных потребностей школьников;

·                   формирование навыков работы с информационными технологиями.

 

Учебно-наглядный комплекс: атласы, контурные карты, мультимедиапроектор, ПК. Презентация к уроку.

 

Ход урока:

I. Работа по теме урока.

Класс делится на 3 команды. Вводится элемент соревнования. Урок делится на этапы, состоящие из различных заданий. За каждый этап команды получают баллы, которые фиксируются в листе учета знаний. Несколько учащихся от каждой команды выполняют тесты на ПК и тем самым приносят дополнительные баллы своим командам.

Слайд 2

- Итак, ребята, мы исследовали четыре континента. За это время вы узнали много нового, интересного и удивительного о южных материках нашей планеты. Сегодня у нас особенный урок. Мы отправляемся с вами в путешествие по Южным материкам.

 

Слайд 3

- Цели нашего урока:

1.                 Повторить изученный материал по Южным материкам;

2.                 Выявить общие географические черты присущие Южным материкам;

3.                 Продолжать отрабатывать умение работать с географическими картами;

4.                 Применять полученные знания в исследовательской деятельности;

5.                 Развивать умение работать в коллективе.

 

2 ученика приступают к выполнению теста на ПК по теме «Южные материки», затем следующие учащиеся (6-8 человек).

Работа с командами.

 

Слайд 4

Разминка. Определите, о каких материках идет речь? Определите, есть ли географические ошибки в прозвучавшем отрывке. Назовите особенности каждого материка. Например, Африка – самый жаркий континент планеты (учащиеся определяют материки и географическую ошибку в прозвучавшем фрагменте об Африке).

 

Слайд 5

Задание «Что такое? Кто такой?».

Учащиеся определяют по фотографиям животных, объясняют каждый термин.

 

Слайд 6

Этап 1. Географическое положение. Команды отвечают на вопросы.

1.                 Почему Африку, Австралию, Южную Америку и Антарктиду принято называть Южными материками?

2.                 Какие природные компоненты имеют сходство на данных материках?

3.                 Какими компонентами природного комплекса южные материки отличаются?

 

Слайд  7,8

Этап 2. «Опиши героев минувших, и тогда история твоя родит героев времен будущих».

Путешественники и мореплаватели были отважными людьми. Они открывали новые земли и целые материки, изучали природу, население, не боялись трудностей и лишений. Благодаря им мы узнали, как велика и прекрасна наша Земля.

В каком порядке изучались Южные материки учеными и исследователями? (Африка 1, Южная Америка 2, Австралия 3, Антарктида 4).

На слайде задание: на географической карте есть имена этих отважных мореплавателей и ученых. Определите географические объекты, названные именами этих людей и нанесите их на контурную карту (фотографии Д. Ливингстона, Д. Кука, Ф.Ф. Беллинсгаузена).

 

Слайд 9. Рельеф.

Этап 3. Что общего в рельефе Южных материков?

Учащиеся отвечают на вопросы.

1.                 Что общего в рельефе Южных материков?

2.                 Почему Австралию называют «самым спокойным» в геологическом отношении материком планеты?

3.                 На каких материках добываются алмазы, нефть, уголь, медные руды?

 

Слайд  10,11  Климат.

Этап 4.  Герой романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта»,  знаменитый географ  Ж. Паганель, отличался  удивительной рассеянностью. Собираясь в очередное путешествие, Паганель перепутал все климатограммы. Помогите ему разобраться, с какого материка эти данные.

Учащиеся определяют по климатическим диаграммам тип климата.

 

Слайд 12. Внутренние воды.

Команды отвечают на вопросы.

1.                 Самая полноводная река планеты – Амазонка. Объясните, почему?

2.                 Почему озеро Эйр меняет свои очертания? С каким озером его можно сравнить?

3.                 Чем озеро Титикака похоже на озеро Байкал?

 

Слайд  13, 14,15  Природные зоны.

Этап 5.   Задание «Где мы находимся?».

На слайде появляется видеофрагмент природной зоны. Учащиеся должны определить название природной зоны, материк и объяснить свою точку зрения.

 

Слайд 16. Презентация проекта учащихся «Швамбрания – южный материк?».

Участники «Школы проектов» представляют свою работу. Используя знания, полученные на уроках географии, ребята пытаются найти общие географические черты, присущие Южным материкам, у фантастического материка из книги Л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания».

 

II. Подведение итогов урока и оценка деятельности учащихся.

 

Приложение 1 (мультимедийный урок составлен в PowerPoint).

 Приложение 2 (презентация проекта в PowerPoint «Швамбрания – южный материк?»).

Приложение 3 (тест составлен в ADSoft Tester).