СИМОН УШАКОВ Спас Нерукотворный 1658

Изображения «Спаса Нерукотворного» были очень распространены и почитаемы на Руси еще в древние времена. Вероятно, именно поэтому Симон Ушаков часто обращался к этой теме. Иконы его письма отличаются новой, нетрадиционной интерпретацией лика Спасителя, «учиненного по плотскому умыслу», выражаясь языком современника Ушакова – протопопа Аввакума, одного из самых страстных ревнителей старины. Однако новая манера иконописания имела не только противников, но и большое число почитателей. Заказчики Ушакова отдавали предпочтение именно его манере исполнения со светотеневой «лепкой», что было новым в искусстве XVII века.

Тип ликов на ушаковских иконах соответствует канону: классически правильные черты, прямой тонкий нос, четко прорисованные брови; слегка вьющиеся волосы распадаются прядями. Но интерпретация образа непривычна. Выражение лица по-человечески спокойное, чуть печальное, взгляд внимательный. Применяя светлый, телесный цвет и светотень в личном письме, Симон Ушаков, может быть, невольно очеловечивает традиционный образ Бога.

На фоне, внизу, под платом, авторская подпись с датой.

Симон (Пимен) Федорович Ушаков (1626–1686) – центральная фигура в русском искусстве XVII века. Он был ведущим художником школы Оружейной палаты в Москве.