Комментарии к уроку И.А. Афонина

 

Тема«Вторая мировая война. Великая Отечественная война»

Тип урока – урок комплексного применения знаний

 

 

Ход урока

 

1.                Работа со вторым блоком ОК

 

Вторая часть урока по данной теме начинается с работы над вторым блоком ОК. Он посвящён основным сражениям Великой Отечественной войны. Данный блок не закончен. Учитель изобразил лишь основные опорные сигналы, не показав связи между ними, промежуточных результатов и последствий сражений. В создании опорного конспекта участвуют учащиеся. При рассмотрении вопроса «План нападения на СССР «Барбаросса»» к доске вызывается ученик, который дорисовывает конспект, создавая взаимосвязи между направлениями наступления фашистских войск и их конечными целями.

При беседе об основных сражениях Великой Отечественной войны учитель использует наряду с опорными сигналами настенную историческую карту и многочисленные иллюстрации, подготовленные учителем на стенде. Учитель опирается на знания учеников, задавая им проблемные вопросы, требующие постоянной мыслительной деятельности учащихся. Им помогают, «подсказывают», опорные сигналы. Они позволяют формировать чёткое, логическое представление о содержании учебного материала. Сражения Великой Отечественной войны обсуждаются лишь в «сжатом» виде, нет детализации их хода. Это задача последующих уроков истории по данной теме.

Дорисовка ОК позволяет ученикам целостно воспринять события войны в их взаимосвязи.

Учитель по ходу работы над ОК обращает внимание на подвиг выпускника школы, Героя Советского Союза И.Е.Кустова.

 

2.                Работа с третьим блоком  ОК

 

Третий блок посвящён борьбе в тылу врага и работе тыла во время войны. Учитель работает над основными понятиями блока, вместе с учениками расшифровывает опорные сигналы. Ученики уточняют факты, находят связи между понятиями и событиями, учитель обращает внимание на основные проблемы.

Каждая школа гордится своими учениками. Лицей №27 имеет трёх выпускников -  Героев Советского Союза, имя одного из них носит лицей. Но и современные выпускники лицея составляют его гордость. Учитель не забывает об этом напоминать в ходе урока.

В связи с этим был показан фрагмент парада 60-летия со дня Победы на Красной площади. Видеосюжет был посвящён проносу легендарного Знамени Победы. Одним из знаменосцев был выпускник лицея. Так, учитель сумел найти связь между историей Великой Отечественной войны и современным днём в 80-летней истории лицея. Он напоминает, что за 80 лет школа прожила долгую жизнь, тесно связанную с историей страны. На столах учеников лежат книги, написанные и изданные к юбилею школы. Учитель использует их на уроке, воспитывает патриотизм, любовь к Родине, городу, школе.

Важной составляющей темы является вопрос об антигитлеровской коалиции, схема опорных сигналов позволяет понять взаимосвязь стран-участниц и сложность их отношений. Рассматриваются проблемы конференций стран-участниц антигитлеровской коалиции, война с Японией, проблема атомного оружия. Логически от этого вопроса учитель переходит к итогам II мировой войны.

 

3.                Подведение итогов II  мировой войны

 

Учитель предлагает учащимся подвести итоги II мировой войны. Ученики рассматривают результаты войны с разных позиций, рассуждая о людских потерях, о материальном ущербе, возникновении новых видов вооружения, ликвидации фашистской угрозы. 

Далее учитель зачитывает из книги, изданной в послевоенную  эпоху, строки, посвящённые Сталину и его роли в Великой Отечественной войне. Это яркий образец проявления культа личности, когда все успехи приписывались главе государства. Показать данное проявление ученикам – значит, познакомить их с той эпохой. Учитель предлагает высказаться ученикам по поводу источников победы в войне. Отмечается роль коммунистической партии, народа, полководцев. Учитель показывает предательство и героизм на примерах исторических личностей периода Великой Отечественной войны. Он подводит учеников к выводу, что источники победы многоплановы, и приписывать Сталину победу в личную заслугу будет нарушением  исторической объективности.

 

1.                Сопоставление двух эпох

 

В последней части изучения темы учитель поставил задачу доказать ученикам необходимость принимать меры безопасности на международной арене для сохранения независимости нашей страны на современном этапе. Он использует приём сопоставления двух эпох – 40-х гг.  XX века и начала XXI века. Эпоха 40-х годов только что изучена учениками, а для анализа международных проблем учитель предлагает ознакомиться с планом Путина, который был  опубликован в предвыборной брошюре политической партии «Единая Россия». Ученики находят много общих черт, присущих этим двум эпохам:  борьба за обладание ресурсами, национальное единство страны, уровень обороноспособности, распространение фашистской идеологии и др. Учитель зачитывает выдержки из плана Путина и делает вывод о реальности угрозы нашей безопасности. Следовательно, последствия войны не ликвидированы с окончанием «холодной войны» в начале 90-х годов XX века, а  дошли и до нашего времени. Таким образом, учитель связал две эпохи, нашёл их взаимосвязь. Он познакомил учеников с важным документом современной политики нашего государства.

 

2.                Контроль над усвоением темы

 

Контроль над  усвоением темы проходит по методике, привычной для учеников.

По вариантам учитель даёт письменное задание, состоящее из двух частей. Первая часть состоит в письменном воспроизведении по памяти одного из блоков опорного конспекта темы урока. Вторая часть -  в письменном объяснении  значения понятий. Для проверки усвоения учитель берёт разноплановые понятия: термины, связанные с военной спецификой, названия  планов военных операций, содержание Приказов ГКО, сути фашистской и коммунистической идеологии, географических названий, связанных с военными операциями и др. Это позволит проследить понимание и запоминание учениками темы в разных аспектах и одновременно – целостный образ данного события.

Домашнее задание носит опережающий характер. Ученики должны изучить тему «Культура Великой Отечественной войны», сопоставив материал с опорным конспектом.

 

Урок закончен. Цели, поставленные учителем, выполнены. Урок показал обоснованность использования опорных конспектов при изучении такого большого объёма материала. ОК помогает запомнить факты и стать опорой при воспроизведении их по памяти. На уроке наблюдается вызов удивления, заинтересованности в изучении темы. Учитель использует аспектный метод, то есть рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценку под определённым углом зрения какой-либо стороны темы. Учитель отобрал материал, который требует не простого озвучивания факта, а исторической и нравственной оценки. Постановка учеников в условие оценивания на основе сопоставления, аналогии, анализа фактического материала, развивает критическое мышление старшеклассников, учит находить и разрешать противоречия, предостерегают от однозначных выводов. Учитель на уроке постоянно обращался к  ученикам, поощряя их использовать свои знания, решать проблемы, искать ответы на поставленные вопросы.