Комментарий методиста

Н.Г.Савиной к уроку

учителя географии

Э.М. Гончаровой 

                            

 

 

Тема урока «Обобщающее повторение по теме «Южные материки Земли»

Тип урока:  урок обобщающего повторения.

 

Обобщение материала организовано как нетрадиционное занятие по  содержанию учебного материала в виде игры – путешествия по южным материкам Земли с привлечением тех знаний и умений, которые детям уже знакомы. Учителем применяется групповая и индивидуальная  работа,   прослеживаются межпредметные связи, использование различных источников информации при подготовке к уроку, игровые ситуации, различные виды деятельности учащихся с различными источниками географической информации (применение картосхем, проектной деятельности,   грамзаписи, карт; беседа по угадыванию географических объектов, работа с картосхемами, рисунками,  диаграммами и др.).

Рассказ учителя, его вопросы  и ответы  учащихся  сопровождаются  через проектор  демонстрацией   картин, карт, диаграмм.  Весь дидактический материал нашел отражение в каждом действии учителя и учащихся и был использован с целью усиления образа южных материков и выяснения основных знаний и умений учащихся по  содержанию географической информации о южных материках. Для осуществления контроля  успехов  учащиеся учителем был назначен эксперт. Оговорены были условия контроля. Учащиеся снабжены контурными картами, на которые наносятся ими  открытия великих путешественников и ученых (Д.Ливингстон, Д.Кук, Ф.Ф.Беллинсгаузен). Учителем четко обозначены этапы урока, причем в каждом этапе наблюдается ярко выраженная последовательность: информация, которую должен получить учитель на свой вопрос, дополнение к  основному вопросу сведений о процессе или объекте с привлечением внутрипредметных и причинно-следственных  связей и вывод.   Задачи, поставленные учителем перед уроком, были решены.

 

Ход урока:

 

1. Подготовка к работе на уроке. Определение целей и задач урока.

Учительница предлагает в необычной форме,  в заявленном ею жанре – путешествии трех команд, провести обобщение и закрепление изученного материала по южным материкам, показывая значимость путешествий лично для каждого из сидящих учащихся. Такой прием усиливает мотивацию учащихся к содержанию их  деятельности на учебном занятии и к содержанию учебного материала.  Названия команд: «Искатели», «Дети капитана Гранта», «Юный географ» также способствуют улучшению мотивационной среды.

Учитель назначает штурмана и эксперта для организации помощи в проведении урока  и контроля  за успехами  учащихся. Сообщается учителем, при каких условиях команда зарабатывает свои баллы. Ученикам предоставляется право отвечать на поставленные учителем по ходу урока вопросы, выполнять задания.

Цели  урока, которые появились на слайде, сформулировал и прочитал учитель сам. Наличие целей позволяет учащимся: приучаться планировать свою личную деятельность и систематизировать учебный материал.

 

 2. Разминка.

1) Ответы двух учащихся на тестовые задания (компьютерный вариант), а остальные  по  фрагменту описания природы материков или же их какого–то определенного компонента природы на слух узнают материк, находят ошибки, называют особенности природы материка. Такое задание способствует развитию слуховой памяти и позволяет проверить знания детей.

2) Задание «Что такое? Кто такой?» по фотографиям позволило определить учащимся животных и ответить на вопросы об их местообитании, а словам–географическим объектам было дано определение  и указано местонахождение на конкретном  материке. Учащиеся с двумя заданиями по разминке справились без ошибок, что дает возможность сделать вывод о знаниях, имеющихся у них  в границах заданных вопросов  разминки.

 

 3.  Работа по повторению географического положения, истории открытий, рельефу, климату, внутренних вод, природным зонам.

Работа по повторению географического положения, истории открытий, рельефу, климату, внутренних вод, природным зонам была организована как   путешествие, которое проходило в 6 этапов:

1) По повторению географического положения учащимся были предложены 3 вопроса, а каждая из команд отвечала только на вопрос, который учительница им зачитала со слайда. Ответы учащихся на вопросы были верные. Вопросы способствовали развитию познавательного интереса и  интеллектуальных способностей учащихся, так как их содержание затрагивало выделение и объяснение причинно-следственных связей.

2) По повторению истории  географических открытий и исследований начало было мотивировано вступлением учительницы о значимости открытий мореплавателей и исследователей.  Применение контурной карты, на которую наносится каждой из команд путь исследования и открытий заданного учителем исследователя (Д.Ливингстон, Д.Кук, Ф.Ф.Беллинсгаузен), и рассказ учащихся позволил еще раз закрепить учебный материал и пополнить свои познания каждому за счет дополнительной информации, полученной от выступающих из каждой команды.

3) По повторению рельефа задавались вопросы третьего уровня сложности (2 вопроса) и один вопрос на репродуктивном уровне. Вопросы отвечали теме «Рельеф»,  на них все учащиеся ответили верно.

4) По повторению климата был применен прием привлечения литературного героя в качестве персонажа их путешествия, к которому учащиеся класса   приходят на помощь.  На довольно сложные вопросы по определению климатического пояса по климатограммам учащиеся ответили верно. Представленные рисунки  (климатограммы) на слайде выполнены были довольно грамотно  и продемонстрированы методически верно.

5)По повторению внутренних вод  на довольно сложные вопросы на сравнение и нахождение причинно-следственных связей учащиеся ответили верно.

6) По повторению природных зон живой интерес учащихся вызвали слайды с видеосюжетами определенных природных зон материков. По этим сюжетам, показ которых сопровождался музыкой,  созвучной с демонстрируемой природой, учащимся предлагалось определить природную зону, материк и назвать еще животных, изображения которых тоже были показаны через проектор. Такое обилие заданий, сложных по объему, ничуть не повлияло отрицательно на ответы учащихся. Эти вопросы,   ответы на  которые представлены в динамике и с музыкальным сопровождением, развивают положительную эмоциональную сферу учащихся.

 

4. Работа по обобщению содержания учебного материала по теме «Южные материки Земли».

Работа по обобщению содержания учебного материала по теме «Южные материки Земли» представлена с применением проектной деятельности. Заранее был подготовлен проект двумя ученицами. Содержание проекта было представлено специально подготовленными слайдами учениц (картинки, схемы, рисунки и т.д.), отражающими содержание отрывков из книги Л.Кассиля «Кондуит и Швамбрания» и свою версию на отдельные эпизоды из текста книги. Довольно эмоциональное представление проекта девочками вызвало интерес учащихся.  Логически выстроенное содержание проекта позволяет судить об интеллектуальных умениях школьниц, а правильно определенные географические объекты из описаний Л.Кассиля говорят о знаниях  школьниками географии Южных материков. Проект представлен  несколькими блоками: демонстрацией содержания, комментариями с выявлением причинно-следственных связей и сравнениями и защитой, когда надо было отвечать на вопросы класса.

 

5. Подведение итогов урока и оценка деятельности учащихся.

Подведение итогов урока и оценка деятельности учащихся являлись завершающим этапом работы на уроке, который заключался в том, что  учитель  отметил групповую деятельность школьников, показал, какую работу они выполнили, еще раз подчеркнул важность знания географии для будущих путешественников. Акцентировал внимание на знаниях отдельных учащихся, мечтой которых является побывать на других материках. Такой подход позволяет определиться каждому в значимости для него географических ценностей.  Учитель нацелил учащихся на изучение других материков, поставил перед ними стратегические задачи и заранее заинтересовал в изучении материала понравившимся им видом деятельности – путешествием. Оценивание происходило по данным, полученным в результате работы эксперта. Учительница назвала баллы, полученные каждой командой, и объявила оценки учащимся. Получение результата в конце определенного учебного промежутка деятельности стимулировало учащихся.