П.В. КУЗНЕЦОВ. Натюрморт. Утро. 1916

П.В. Кузнецов был организатором общества художников «Голубая роза» (1907). Это выразительное название не случайно. Художники «Голубой розы» наиболее последовательно придерживались идей символизма, отстаивая понятие искусства как самодостаточной, эстетической сферы деятельности человека.

Натюрморты Кузнецова часто вмещают в себя архитектурные или пейзажные мотивы. Так, в работе «Натюрморт. Утро» ясно различаются три плана: стол, ваза с фруктами на столе и пейзаж с гранеными формами домов и построек простой, деревенской архитектуры. Это пейзаж за окном или картина, висящая на стене в комнате, где стоит стол?

На самом деле это не важно, потому что мастер пишет не тематический натюрморт, где предметы соотносятся на какой-либо сюжетной основе. В данном случае они все уподоблены друг другу. Цветы, составляющие узор скатерти, словно готовы превратиться в живые; ветка винограда то ли лежит на скатерти, то ли является частью ее узора; яблоки и груши, рассыпанные на столе, оказываются собранными в вазе; конструктивность формы и прозрачная синева цвета вазы находят свое продолжение в формах и цвете пейзажа. Художник стягивает все композиционные узлы к вазе, фокусирующей основные цвета палитры картины и основные формы предметов, на ней изображенных.

Перед нами натюрморт, выражающий состояние – как эмоциональное, так и философское. Это не просто набор предметов, а часть огромного мира – гармоничного и прекрасного, словно умытого утренней росой.